Способны ли печаль и уныние
решить какую бы то ни было проблему? Жизнь полна огорчений: ежедневных мелких
тревог и постоянной озабоченности по поводу здоровья, карьеры, взаимоотношений
с другими людьми. Сложные обстоятельства погубили немало людей, не сумевших
преодолеть боль или чувство вины. Однако большинство их проблем могли быть
разрешены по мере возникновения. Будущее скрыто от нашего взора, и события
редко разворачиваются по сценарию, который мы написали в нашем воображении.
Как много сил и энергии мы тратим на то, чтобы нести груз прошлого и
бесполезные мечтания о туманном будущем! Весь этот энергетический потенциал
следовало бы направить на решение проблем сегодняшнего дня.
Научившись воспринимать
вещи такими, каковы они есть, мы освобождаемся от прошлого. Довольствуясь
жизнью, какой бы она ни была и что бы она нам ни готовила, мы становимся свободными
от пагубных страстей в настоящем и ценности по поводу будущего. Подобные незамысловатые
мысли создают в сознании чувство мира и покоя, позволяют расслабиться и наслаждаться
жизнью в полной мере. Один буддийский проповедник как-то сказал: «Не думаю, что
можно быть слишком расслабленным, ибо леность нельзя рассматривать как
расслабление!» Чем более человек расслаблен и спокоен, тем ближе он к своей
истинной природе, которая не подразумевает даже малой толики того, что принято
именовать понятием «стресс».
Встает закономерный вопрос:
стоит ли горевать о проблемах других людей? Поможет ли им наша печаль? А может
быть, наше уныние лишь снизит их способность самостоятельно решать свои
проблемы? Искренняя вера в возможность других людей преодолевать препятствия
окажет им большую услугу, чем слезы по поводу их бед. Конечно, мы можем и
должны проявлять участие в решении проблем наших близких и оказывать им
посильную помощь. Участие - это благородное состояние сознания, которое
порождает способность оказывать активную помощь, в то время как стенания и
сожаления безрезультатны и по своей сути бесполезны.
Развитие чувства сострадания.
Что такое сострадание?
Согласно буддийскому учению, сострадание - это желание облегчить страдания
других людей, уберечь их от страданий в будущем и действие в соответствии с
этим желанием. Основа этого желания заложена в самой природе человека, которая
в сущности является природой Будды как источника многих духовных свершений.
Сострадание - это мудрый поступок, речь, состояние ума, порожденные сопереживанием
или пониманием проблем других людей. В отличие от уныния и печали, это качество
активно, целенаправленно и созидательно. Таким образом, сострадание можно
рассматривать как противоядие от печали.
Печаль эгоцентрична и приносит неудобства. Она ограничивает
разум и препятствует свободному току жизненной энергии, что непременно приводит
к появлению проблем в будущем. Сострадание, напротив, активно, безгранично и
созидательно. Оно приносит умиротворение и умиление души, что способствует
свободному току позитивной энергии. Постепенно и регулярно повышая способность
к состраданию, спокойно размышляя над проблемами и опасностями, подстерегающими
человека на жизненном пути, и последовательно помогая другим, мы освобождаем
своих близких от текущих забот и защищаем от превратностей судьбы. Именно в
этом заключается сила сострадания и истинная природа Рэйки.
СЕГОДНЯ БУДЬ
БЛАГОДАРЕН
( Вырази
благодарность любому живому существу)
Намерение Рэйки: Сегодня
я благодарен.
Каждый
человек видит мир по-своему. Иными словами,
окружающая действительность такова, какой она представляется в нашем сознании. Если
человек сердится, то не важно, какие красоты его окружают или какие добрые люди
живут с ним по соседству, - он чувствует себя несчастным. Однако мир
преображается, если воспринимать происходящее с благодарностью, какими бы
сложными ни были жизненные коллизии. При этом меняется не внешний мир, но
состояние нашего разума. Следовательно, благодарное осознание реалий жизни -это ключ к непреходящему счастью. Развивая чувство благодарности к
другим людям и к окружающему миру, мы обогащаем наше сознание. Проблема
появляется лишь тогда, когда мы встречаем препятствия, возникающие на
жизненном пути, - состоянии негативного сознания. Это состояние преодолимо за
счет развития чувства благодарности. Благодарность сродни дарению. Одобрив и
оценив себя и окружающий мир, мы начинаем любить и одобрять других людей.
Удовлетворение возможно лишь тогда, когда человек по достоинству
оценивает свои добродетели, вместо того чтобы заниматься растравлением душевных
ран. Чувство удовлетворенности своей судьбой помогает оставаться невозмутимым и
спокойным в океане бушующих в мире страстей. Довольство жизнью является противоядием от привязанности к вещам, которые
представляются нам необходимыми для счастья, и ложных попыток избежать
превратностей судьбы. Встав на этот путь, мы сделаем еще один шаг к достижению
непреходящего счастья.
СЕГОДНЯ ТРУДИСЬ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК - ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА
(Зарабатывай себе на жизнь честным трудом)
Намерение Рэйки: Сегодня
я трудолюбие.
Сущностью большинства
духовных практик является развитие сострадания. Нет более могущественной и
благой силы, чем сострадание, руководимое мудростью. Мудрый ум находит оптимальные
пути реализации сострадательных намерений и помогает человеку осознать
собственный духовный потенциал. Если наше желание сильно, а условия, методы и
руководство благоприятны, то можно достичь главной духовной цели в течение
одного воплощения. Считается, что легче
достичь просветления в течение одной жизни, чем добиться новой
инкарнации. Нет сомнений в том,что
нам предоставлена редкая и бесценная возможность.
Таким образом, этот принцип
подчеркивает ценность человеческой жизни и помогает обозначить приоритеты,
пока еще не поздно. Мы не знаем, сколько нам отпущено времени; молодые люди
нередко умирают раньше своих родителей.
Человек не часто размышляет
о смерти и не осознает ее ежедневную вероятность. Даже на смертном одре ему
вряд ли придет в голову мысль: «Возможно, я сегодня умру. Каким образом мне
использовать оставшееся время во благо?» Мы очень беспечно и недальновидно
относимся к смерти; нам кажется, что завтра мы все еще будем здесь, хотя
многие отойдут в мир иной. Все, что в действительности нам дано, - это сегодняшний
день, и об этом следует вспоминать каждое утро! Возможно, именно поэтому все
пять принципов Рэйки начинаются со слова «сегодня»; осознание смерти как
ежедневной вероятности дисциплинирует ум, помогает оценить значимость
происходящего в настоящий момент и сделать мудрые выводы на будущее.
Проснитесь и цените мгновения жизни, пока смерть не переоценила вашу жизнь, и
тогда вы будете спокойны и готовы к встрече с неумолимой кончиной.
Вероятно, мы забываем о
смерти, ибо само упоминание о ней нам неприятно. Она пугает нас, и если мы
недостаточно подготовлены к этому событию, то испытаем на смертном одре ужас и
шок. Мы почувствуем себя одинокими и покинутыми. Ежедневная духовная практика,
полноценная жизнь и взаимоотношения с высшим духовным началом - назови мы его
Богом, Буддой или Аллахом - наполнят существование смыслом, подготовят к
смерти и следующему воплощению. Доктор Усуи придавал этому принципу особое
значение и считал его неотъемлемой частью своего учения.
Западным вариантом этого
принципа является постулат, согласно которому человек должен «честным
трудомзарабатывать хлеб насущный». Большинство
людей так и делают, хотя, если посмотреть на это с иной позиции, мы увидим, что
многие недостаточно честны перед собой и другими людьми.
Доктор Усуи понял, что
частично его неудачи объяснялись тем, что намерение учеников помочь самим себе
было недостаточно сильно. Кто-то из них был слишком ленив, кто-то возлагал
бремя ответственности на общество, семью или близких и, в конце концов, встал
на путь саморазрушения. Поэтому следует четко идентифицировать эгоистическую
сущностьнекоторых мотивировок. Честный
труд предполагает самоотдачу, особенно если это является изначальным намерением.
Задайтесь вопросом: «Кто я - дающий или берущий?» Дающий также может получать,
при этом сам процесс получения превращается в акт дарения, если в наши
намерения входит помощь другим.
В том, как зарабатывать
себе на жизнь, да и во всех остальных ситуациях человек не должен поддаваться
стадному чувству, но прислушиваться к голосу собственного сердца. Именно в этом
заключаются честность и благородство. Этот путь не прост, ибо ступивший на
него вряд ли может рассчитывать на общественное признание. И если истинный
путь таков, наша честность и отвага принесут благо многим людям. Если мы выбрали
верное направление и получаем удовольствие оттого, что делаем, то
предпринимаемые усилия не будут обременительны.
Праведная жизнь — это путь
постижения истины. Честный и откровенный анализ собственных слабостей делает
нас сильнее. Познав самого себя, мы обретаем способность наставлять других на
путь самопостижения. Честность и желание помочь другим закладывают основу
чистой мудрости, приносят в нашу жизнь мир и радость, которыми мы охотно
делимся с окружающими.
СЕГОДНЯ БУДЬ ДОБР К
ДРУГИМ ЛЮДЯМ
(Почитай родителей,
учителей и старших)
Намерение Рэйки: Сегодня
я милостив к окружающим.
Буддийская традиция учит
тому, что все хорошее, что мы получаем от жизни, является результатом наших
мудрых и добрых мыслей, слови поступков, совершенных в предыдущих воплощениях.
Точно так же негативный опыт обусловлен отсутствием мудрости и эгоистичными
действиями. Поэтому, если мы ценим благополучие других людей превыше всего, то
можем быть уверены в том, что за нашу доброту нам воздастся в будущем. Кроме
того, нам будет легче развивать позитивное, сострадательное и мудрое сознание.
И напротив, если мы ставим во главу угла собственное благосостояние, то наверняка
столкнемся в будущем с множеством внутренних и внешних проблем. Само собой
разумеется, доброе отношение к другим не
означает пренебрежения к себе самому. Чувство вины, собственной никчемности не
менее опасно, чем негативные мысли и поступки по отношению к окружающим.
Если ваше внимание
постоянно сосредоточено на помощи другим людям эгоцентричные, эгоистические
мысли отступают. Умаление собственного эго делает людей более спокойными,
умиротворенными и счастливыми. Госпожа Таката однажды заявила: «Не-я будет
здоров, счастлив и защищен». На первый взгляд такая формулировка
представляется парадоксальной, ибо если отбросить понятие «эго», то каким
образом человек сможет ощутить собственное счастье?
Для того чтобы понять эту
формулу, следует медитировать и постигать аутентичное учение Будды, где он
определяет понятие непреходящего счастья. Несколько упрощая, можно объяснить
эту концепцию следующим образом. Сознание свободно от ощущения собственного
эго, которое воспринимается как иллюзорное понятие. Истинная природа разума
заключается в чистом сознании, постижении и понимании. Чувство «я» не имеет
сущностной основы и является не более чем привычкой к концептуальному
оформлению идей, которую мы проносим из одного воплощения в другое. Самость,
«я» - это миражи, которые возникают в нашем воображении в минуты, когда
мы испытываем замешательство, досаду, стыд или нездоровое экстатическое
возбуждение.
Однако во время медитации
становится очевидной иллюзорность «истинного "я"», которое на самом
деле является мнимым. Это «я» невозможно идентифицировать ни как физическое
тело, ни сознание. Коль скоро мы способны определять «я» в минуты смятения
чувств, например, когда мы находимся в недоумении или ревнуем, то есть являемся
сторонним наблюдателем собственного эго, то нет оснований отождествлять объект
наблюдения с собственной сущностью. Наш разум принимает эго как некий внешний
объект, который, подобно другим феноменам, вовсе не отражает истинную реальность,
но является проекцией сознания, подобно сновидению. Все негативные поступки и
мысли мотивированы желанием защитить чувство собственного я. В погоне за этим
призраком человечество совершало и совершает самые пагубные ошибки, такие, как
войны и другие проявления зверства и жестокости. Если вы не разделяете эту
точку зрения, то нет ничего страшного. Главное, понять одно - умаление
эгоистических тенденций личности открывает сердца людей, заставляя их биться в
унисон, приносит непреходящую радость и удовлетворение. Если изначальное намерение
таково, то перед нами естественным образом открываются поистине безграничные
возможности для служения человечеству.
На Востоке эта истина
формулируется как принцип «почитания родителей, учителей и старших». Нередко
мы воспринимаем достоинства других людей как должное и обращаем внимание лишь
на их недостатки. Такая позиция заставляет сожалеть о прошлом и испытывать
неудовлетворенность сегодняшним днем. Подобное состояние сознания делает нас
бессильными что-либо изменить к лучшему. Даже в том случае, если наши детские
годы были безрадостными, следует помнить о том, что родители произвели нас на
свет, кормили и защищали теми средствами, на которые были способны. Они дали
нам кров, пищу, одежду, научили нас многим вещам, которыми мы пользуемся
ежедневно. Без их участия в нашей судьбе мы никогда бы не смогли узнать о Рэйки
или ином пути духовного развития. Если бы не их забота и терпение, где бы мы
были сейчас?
Честный взгляд на собственные недостатки
дарует нам смирение, позволяющее меняться к лучшему и расти духовно. Любой
человек, любая жизненная ситуация становятся учителями смиренной личности. Даже
дети и животные могут стать нашими учителями. Их природная чистота и
непосредственность могут оказать на взрослого человека самое благотворное
влияние.
Почитая и уважая все формы
жизни, мы познаем их природу и косвенно отождествляем себя с ними. Буддизм
учит тому, что в глубине сознания любое живое существо обладает «природой
Будды», то есть потенциалом для успешного возрождения и движения по пути к
просветлению. Поощряя этот потенциал в других, мы создаем предпосылки для
развития и совершенствования собственных положительных качеств.
Неисчерпаемое
внутреннее сокровище.
Истинной причиной счастья
является следование пяти принципам Рэйки. Чем больше мы занимаемся этим, тем
счастливее становимся.
Деньги, машины,
взаимоотношения с другими людьми и иные проявления материального мира приносят
лишь временную радость. Если бы это было не так, то все богатые люди были бы
счастливы, с увеличением капитала их счастье многократно возрастало бы. Как
уже было сказано, счастье – это состояние сознания, то есть внутреннее
качество. Оно не зависит от внешних факторов и не существует вне границ
сознания. Несмотря на то, что некоторые внешние факторы, например
взаимоотношения, хорошая еда, музыка, создают иллюзию счастья, мы не можем назвать
их истинным источником радости. Если бы это было так, то уровень получаемого от
них удовольствия был бы одинаковым при любых обстоятельствах. А этого не
происходит. Порой мы чувствуем себя настолько несчастными, что ни один из
внешних факторов не способен нам помочь. Также известно, что иногда человек
чувствует себя счастливым без всякой видимой причины. Следовательно, можно
утверждать, что для счастья не обязательно обладать некими материальными
благами. Умение быть счастливым при любых обстоятельствах приобретается с
практикой.
Чем глубже мы постигаем принципы Рэйки и другие аспекты
учения, тем больше счастья и довольства жизнью мы ощущаем. Более того, наше
неисчерпаемое внутреннее сокровище остается с нами и после смерти. Развитие
внутренних качеств в этом направлении является наиболее могущественным и
исполненным смысла способом следования по пути Рэйки.