Один из более
древних способов написания иероглифа для обозначения Ки заключается в соединении верхней части иероглифа,
приведенного на рис 1, без добавления снизу наклонной черты, с иероглифом,
обозначающим «огонь», или «дыхание и огонь».
Смысл этого
изменения в том, что огонь, который, согласно китайскому мистицизму, связан с
осуществлением личной духовной задачи, следуя Мэнсиусу (см. ниже), называют
«долгом». Этот долг позволяет божественному центру человеческой природы стать
со временем определяющей частью человека. Этот процесс объясняется в 30
Гексаграмме И Цзина — «Сияние».
Только открывая свое сердце духовной задаче в материальном мире и становясь
носителями и хранителями духовного света, божественного пламени, мы становимся
посланниками Бога. Этого невозможно достичь с помощью формально выполняемых техник,
а только благодаря глубокой духовной направленности всего образа жизни.
Дыхание, которое включает несколько признаков Kи в том числе и огонь,
может стать мощным инструментом освобождения тела от блокировок, препятствующих
течению божественных жизненных сил. Это известно каждому врачу. С помощью
дыхания мы можем направлять свое внимание на конкретные области теш и на
отдельные органы. А когда на каком-то участке сфокусировано внимание, это
облегчает течение через него жизненной силы. Чем свободнее циркулирует в теле
жизненная сила, тем легче оно освобождается от отходов и токсинов, его вибрации
становятся более высокими и более духовными. Чем выше его вибрации, тем
вероятнее оно будет ощущать свою собственную божественность и божественный
свет внутри. Тогда, совершая свой жизненный путь, мы можем на них
ориентироваться.
Прежде чем
приступить к интерпретации остальной части иероглифа мне хотелось бы
предоставить слово Мэнсиусу, одному из известнейших мудрецов древнего
Китая, чтобы он объяснил смысл концепции Ки/Ци:
«То, что мы понимаем под жизненной силой (Ци), есть
нечто, обладающее наибольшим величием, наибольшей прочностью. Если ее питать
тем, чем следует, и не причинять ей вреда, она становится посредником между
невидимым и видимым мирами. То, что мы понимаем под жизненной силой, неразрывно
связано как с долгом, так и со смыслом жизни. Без них она могла бы только
истощаться. Это то, что создается в результате постоянного выполнения долга, а
не то, чем можно завладеть, выполнив свой долг однажды» .
В другом месте поучительной истории Мэнсиус говорит о
Ци как о душе, центре нашей
духовной природы. Возможно, вам легче будет представить эту ситуацию, если вы
представите Ци как поле,
излучаемое душей человеческого существа. Если это поле ослаблено или блокировано,
оно больше не может поддерживать бодрость тела. Испытывая недостаток в
ориентации и силе, тело становится слабым и больным. В таком теле душа начинает
забывать, чем она является на самом деле, откуда она пришла и куда должна
вернуться. Если душе напомнить о ее истинной природе, продемонстрировав наличие
божественного внутри себя, она опять сможет сориентироваться, увеличится ее
сила и радость, вера в жизнь, интуиция, она начнет выздоравливать,
В «Истинной канонической книге философа из Наньхуа
(или Нань-хуа чжэнь цзия)», написанной китайским классиком Чжуан-цзы в IV веке
до н. э., о Ци сказано
следующее: «Человеческие существа рождаются благодаря накоплению силы (Ци). Жизнь состоит из силы Ци. Когда сила исчезает, жизнь
заканчивается. Во Вселенной существует только
одна жизненная сила».
В другом месте
своей работы Мэнсиус пишет, что Ци, жизненная
сила, возникает в результате
превращений Инь и Ян.
Коротко об
эзотерическом смысле понятия Ки/Ци
Приведем две имеющиеся интерпретации этого сложного
понятия:
Благодаря солнечной, «горячей» силе из материи
освобождается эстетическое, питающее качество, восходящее к небесам (к
Божественному).
Или:
Благодаря добавлению к материи большого количества энергии
ее духовные/божественные составляющие усиливаются. Даже сегодня этот принцип
успешно применяется в даосской Йоге, в индийской Тантре, а также в восточной и западной
алхимии - и в Рэйки.
Каким образом Ки связано с Рэй?
На рис. 7 приведена старая форма написания символа Рэй. В
буквальном переводе он означает: «дух, не имеющий качественного определения»,
или даже «духовный». Если исходить из его действительного смысла, этот символ
можно перевести как «тайный смысл», а также «скрытая сила».
Добавив к этому более старые слои его смысла, которые
приводятся в китайском Лин, можно получить более подробную информацию. В Древнем Китае
этот термин использовался в тантро-буддийских и даосских кругах при работе с
энергией и медитации. К нему можно применить объяснение, которое я слышал на
семинаре по одному из методов цигун: «При использовании этого метода дух
достигает совершенного успокоения; такой покой называется «совершенным», поскольку
превосходит любой вид земного покоя, даже вечный покой смерти. Из этого покоя
выкристаллизовывается свет (ума), дающий просветление, духовное качество (Лин) которого
пропитывает все существо медитирующего и его естественные духовные стремления.
Устаревший смысл из эры развития даосской философии
относится к области шаманизма. Здесь Рэй (китайское Лин) можно перевести как «вызывание
дождя». Верхняя часть символа представляет «дождь» (рис. 8). Средняя часть
(рис. 9) символизирует три открытых рта, а нижняя (рис. 10) означает «колдун»,
или «шаман».
Чтобы немного
облегчить понимание этого буквального перевода, можно его интерпретировать,
например, следующим образом: шаман согласует три части своего существа - тело
(внутреннего ребенка), ум (среднее/рациональное «сознающее» я) и душу (высшее
я) - со своим желанием достичь цели, то есть вызвать дождь. Для этого подвига
нужна сила любви, готовая поддержать истину, красоту и доброту, а также
восприимчивость отдельных составляющих личного Я. Сюда также входит желание
улучшить наше собственное положение и положение людей, которые нас окружают.
Как уже объяснялось при обсуждении понятия Ки, «дождь» можно понимать как воздействие божественного на
расширяющееся личное духовное поле человеческого существа. В этом контексте
техника Рэйки Радуги по
призыванию ангела при лечении на расстоянии (как представителя творческой силы)
— в качестве проводника — должна пробуждать взамен мощную целительную энергию.
Потом это может проявиться в материальном мире, например, через человека,
который посылал дистанционное Рэйки в
виде субстанции Рэйки Радуги.
Сама по себе
троичность, например троекратное повторение мантры для активизации символа Рэйки в процессе лечения на
расстоянии, является существенной
составляющей многих форм современной работы с энергией.
Божественное
также часто изображается в виде троицы.
В
классических китайских текстах Лин продолжают
рассматривать как силу, способную создавать эмоционально окрашенные представления,
которая формирует и движет материальные структуры согласно направлениям
духовного царства - совместно с Ки. В
общем, Лин - это послание без
посланника, письмо без почтовой марки.
Хотя продолжительное углубление в эти
объяснения символа Рэйки требует определенной
работы, оно может принести удивительные новые озарения.