Множество
направлений и школ Рэйки нередко вносят путаницу в понимание того, что же
собой представляет метод Рэйки. С конца 1980-х годов возникло много
новых школ Рэйки, особенно за пределами Японии. Даже опытным мастерам
бывает трудно разобраться в сути программ обучения, которые предлагают
различные школы. Тем не менее, все эти направления можно подразделить на
две части: Японская традиция Рэйки, включающая традиционные
направления, восходящие к 1926 году, как и большинство современных направлений
в Японии и Западная традиция Рэйки, включающая все
направления, которые развивались за пределами Японии.
Обращаясь к
истокам Рэйки, можно увидеть, как формировалось разнообразие школ.
Происхождение
(истоки) метода Рэйки
Процесс
внесения изменений в метод Рэйки начался в Японии еще во времена, когда
был жив основатель метода – Микао Усуи.
Поначалу, Микао Усуи обучал духовной системе, в которой основное внимание
уделял помощи другим людям в достижении просветления, которого он сам
достиг. Он просто называл это обучение «Мой метод». И его ученики
упоминали этот метод как «Усуи-До».
Микао Усуи сдавал в аренду свой додзё (зал для занятий боевыми
искусствами) другим ученикам, чтобы они также могли преподавать свои методы и
проводить лекции. В 1923 году его старший ученик Тошихиро Егучи представил
свой собственный метод, отличавшийся от «Усуи-До». Микао Усуи не обучал этому,
но в течение долгого времени относился с одобрением к внесенным изменениям. В
начале 1925 года ученики Егучи начали называть этот метод «Усуи Тэ-а-Тэ» («тэ»
в переводе с японского означает «рука», «тэ-а-тэ» – лечение руками).
За пределами
Японии этим методам можно обучиться у мастеров, которым посчастливилось
встречаться с учениками Микао Усуи и обучаться у них.
Дэвид Кинг
преподает версию Тэ-а-Тэ, которую он узнал от буддийской монахини. Метод
называется Тенон-ин (Tenon-in – назвнаие храма, в котором она служила).
Крис Марш преподает версию, которую он узнал от племянницы доктора Усуи –
Судзуки-сан, также буддийской монахини.
Дэвид Кинг старается следовать методу, которому учили в додзё в начале 1925
года, а Крис Марш дополнил метод буддийским учением, которое, с его точки
зрения, полезно для тех, кто не знаком с Буддизмом (очевидно, что все японские
ученики времени Усуи были воспитаны в традиции Буддизма и Синто).
Метод «Усуи-До» преподается в Торонто, Канада учеником Дэвида Кинга – Лори Эн
Кинг.
В середине
1925 года старшие ученики Усуи-сэнсэя – Егучи и доктор Чуджиро Хаяши начали
уделять больше внимания исследованию целительного аспекта энергии Рэйки.
И метод Тэ-а-Тэ Усуи-сэнсея начал претерпевать соответствующие изменения.
В конце года некоторые из офицеров Морского флота Японии проявили интерес
к новым методикам. Два адмирала (Ушида и Такетоми) вместе с подчиненными
офицерами стали посещать занятия в додзё Усуи-сэнсея.
Адмирал Ушида фактически начал вступать в совместное владение залом
(говорят, что Микао Усуи не сожалел об этом, так как это помогало оплачивать
счета). В начале 1926 года новая система исцеления Тошихиро Егучи
основывалась, главным образом, на использовании высшей энергии Ки,
возможно как попытка подражать невероятной способности и энергии, которую Микао
Усуи излучал непроизвольно. Ушида назвал этот метод «Усуи Рэйки Риохо», и
хотя Усуи-сэнсей никак официально не подтверждал это, так стал
называться популярный метод, преподававшийся в додзё.
Известно, что
около двадцати учеников прошли этот короткий курс обучения менее чем
за 3 – 4 месяца до того, как Усуи-сэнсей ушел из жизни (в марте 1926
года).
Эти ученики получили третью ступень - Синпидэн и получили право обучать
других методу. Позже была добавлена ступень «Сихан» (Учитель).
Первые системы Рэйки
В марте 1926
года Микао Усуи ушел из жизни. Морские офицеры, среди которых были д-р
Хаяши и Тошихиро Егучи, некоторое время продолжали сотрудничать,
лечение и занятия Рэйки стали проводиться в личной клинике Хаяши-сэнсея. Сеансы
лечения теперь проводились на кроватях, немного приподнятых над полом. Два
целителя работали с одним пациентом, не применяя никаких формально определенных
позиций рук.
Большинство учеников сформировали общество (Гаккай), которое они назвали Усуи
Рэйки Риохо Гаккай, под руководством адмирала Ушида. Однако некоторые из учеников
Усуи-сэнсея, получивших третью ступень (Синпиден), вернулись в свои родные
места и начали проводить обучение независимо от Гаккай, создавая свои
собственные школы.
Термины «Рэйки» и «Рэйхо» стали теперь короткими названиями для метода
применения высшей энергии Ки, которую открыл и применял Микао Усуи.
Согласно
информации от японского Мастера Рэйки г-на Хироси Дой, один из известных
учителей, не вошедших в Гаккай, Кайджи Томита (Осака) создал свою систему
лечения «Томита Тэ-а-Тэ Риохо». Томита проводил обучающие семинары Рэйки по
четырем уровням: Сё-дэн, Чу-дэн, Оку-дэн и Кай-дэн. Каждый уровень занимал 5
дней (по 2 часа в день), а Кай-дэн – 15 дней. Совершенно очевидно, что это
похоже на обучение, которое проводилось в Усуи Рэйки Риохо в додзё Микао Усуи.
Тем временем,
общество «Усуи Рэйки Риохо Гаккай» процветало в Токио. Обучающие семинары
проводились так, как вел их Микао Усуи – в формате лекции. Начальный
уровень (Сёдэн) включал в себя занятия в течение 5 дней по 2-3 часа (пока
занятия в клинике Хаяши не были прекращены). Ритуал проведения Рэйдзу –
настройки для соединения ученика с энергией Рэйки, был усовершенствован
Тошихиро Егучи, и ежедневно проводился в классе, чтобы ученики могли
постепенно достигнуть мастерства. Каждую неделю в Гаккай
проводились встречи, которые начинались с медитации, которую они называли Хацурэй-хо
и которая включала короткую форму настройки Рэйдзу, которая давалась каждому
участнику. Это была неотъемлемая часть метода, которая позволяла ученикам
увеличивать и совершенствовать способность проводить энергию Рэйки.
В 1927 году
Егучи-сэнсей отсоединился от УРР Гаккай, чтобы создать собственную школу «Егучи
Тенохира Риодзи Кенку-кай». Он продолжал обучать оригинальному методу Усуи-До,
а так же Усуи Тэ-а-Тэ.
Только два ученика – Егучи и Хаяши - достигли высшей ступени - Шичи-дэн в
оригинальном (изначальном) методе Усуи-До. Еще 5 монахов, включая
Тенон-ин, были удостоены второго высшего уровня – Року-дэн (во времена
Микао Усуи женщинам не разрешалось подниматься на высший уровень). Метод
обучения г-на Егучи и сегодня можно встретить в общине Иттоен в Киото.
Система Хаяши
К 1931 году
доктор Хаяши решил еще более изменить стиль обучения и больше внимания уделять
целительному аспекту Рэйки. Он покинул Усуи Рэйки Риохо Гаккай и создал
собственную школу «Хаяши Рэйки Кенку-кай», в которой он по-прежнему
обучал как традиционному методу Усуи-сэнсея, так и вновь
добавленным приемам. Около 12 учеников он посвятил в ранг Шичи-дэн в
соответствии с изначальной традицией Рэйки Усуи-сэнсея и также обучил их
своему методу Тэ-а-Тэ (исцеление руками). Тацуми-сан – один из них. Дэвид
Кинг встретился с ним 1995 году. Весьма возможно, что этот оригинальный метод
всё еще преспокойно существует где-то в Японии.
Теперь доктор Хаяши основное внимание стал уделять целительству, обходя
вниманием многие техники, которые использовались в УРРГаккай. Он продолжал
экспериментировать с методиками, позволяющими ускорить и улучшить исцеление, он
даже применял некоторые из духовных инструментов, включая символы, которым
обучал его Микао Усуи. Казалось, что сейчас традиционная духовная сторона
метода для Хаяши отошла на последнее место.
Д-р Хаяши продолжал вносить изменения в свою систему. В период с 1935 по 1940
годы во время своих путешествий он бывал в деревне около Осака, где обучал
методу Рэйки. Одна из его учениц, г-жа Чиёко Ямагучи, продолжила линию, проведя
обучение буддийского монаха в 1997 году - Преподобного Хуакутен
Инамото в Киото, вместе с 4 другими учениками, просто проводя
еженедельные занятия (в помещении склада канцелярских товаров своего сына
Тадао). Инамото-сэнсей начал обучать методу Рэйки наряду с другими известными
ему концепциями, и теперь он называет этот метод Комио Рэйки Кай. В 2000
году г-н Хироси Дой поддержал идею Ямагучи-сэнсея проводить обучение
традиционному методу доктора Хаяши, который она изучала. Ее сын Тадао сразу же
принял на себя руководство школой и назвал ее «Дзикидэн Рэйки» (в названии
отражен древний метод обучения, когда учитель «отпечатывал» часть себя на
ученике).
Первые две
ступени г-жа Ямагучи получила от доктора Хаяши, а последнюю ступень у своего
дяди Васабуро Сугано, ученика третьей ступени
(Синпиден) доктора Хаяши. Поскольку доктор Хаяши много путешествовал по
стране, то его метод «Хаяши Рэйки Кенкукай» все еще можно встретить во многих
частях страны.
Расширение
(общества) Усуи Рэйки Риохо Гаккай.
В этот период
Усуи Рэйки Риохо Гаккай стало расширяться. В разных уголках Японии было создано
более 60 центров поддержки и обучения. Был утвержден уровень Cихан – учитель,
который был выше уровня Синпидэн (третья ступень). Только один Учитель должен
был возглавлять отделение и отвечать за весь город или регион. Ученики уровня
Синпидэн стали считаться помощниками Учителя.
В конце 1900-х годов общество упростило подход к Рэйки и множество
целительных техник, которые ввел Егучи, перестали использоваться. Однако,
поскольку Учителям было разрешено самостоятельно определять свой стиль
преподавания, некоторые сохранили старые традиции обучения.
Время от времени некоторые Учителя в качестве протеста против политики или по
каким-либо другим причинам покидали общество и забирали с собой
свой регион. Эти Учителя могли продолжать обучать в старом стиле, но поскольку
главное отделение в Токио претерпевало изменения, они уже не шли в ногу
с УРРГ. Война тоже, скорее всего, нарушила связи между отделениями и
главным офисом.
После войны
число отделений общества уменьшилось и к 1999 году в Японии их осталось только
5, хотя число членов общества УРРГ увеличилось до 500.
Рэйки выходит за
пределы Японии. Система Хавайо Такаты.
В 1935 году
госпожа Таката прошла лечение и обучение в клинике доктора Хаяши и в 1938 году
вернулась на Гавайи, чтобы преподавать свой собственный вариант метода Рэйки -
«Усуи Шики Риохо» (хотя на некоторых сертификатах она использовала название
«Усуи Рэйки Риохо»).
В течение последующих 40 лет она продолжала менять и дополнять свою систему,
поскольку находила все более подходящие методы для своих учеников и пациентов,
и набирала все больше и больше опыта как целитель.
Согласно книге Арджавы Петера «Руководство по Рэйки д-ра Хаяши», в 1952 супруга
д-ра Хаяши обратилась с просьбой к Хавайо Такете, чтобы та возглавила школу
д-ра Хаяши в Токио, но Таката-сэнсэй сказала, что она слишком сильно изменила
систему обучения, чтобы сделать это. Некоторые из внесенных ею изменений
касаются добавления 12 позиций рук при лечении, уравнивания ступеней Синпидэн (3
ступень) и Cихан (Учитель) в то, что она называла Рэйки 3 (или Мастер
Рэйки). Она сохранила верность подходу д-ра Хаяши к прохождению уровней
Рэйки - некоторым ученикам он позволял проходить уровни значительно
быстрее, иногда за одну неделю. И она сохраняла довольно высокий уровень
оплаты, чтобы обеспечить определенное уважение к обучению.
В 1975 году
Таката-сэнсей привезла учение Рэйки в США и в 1976 году в Канаду. Вскоре она
впервые начала посвящать учеников на уровень Мастера - она обучила около 22
человек. После ее смерти некоторые из них основали группу поддержки Мастеров,
которую назвали Рэйки Альянс. В течение следующих двадцати лет они пытались
стандартизировать Рэйки на Западе, и время от времени производили
изменения, которые считали нужными. Они продолжают сохранять уровень
оплаты, введенный Такатой, но дополнительно ввели некоторые ограничения, чтобы
растянуть обучение и сделали обязательным прохождение уровня ученичества
(подмастерья) перед получением ступени Мастера.
Некоторые из
мастеров, обучавшихся у г-жи Такаты и Мастеров членов Альянса, решили
выбрать свой путь – они изменили структуру оплаты, стиль преподавания, добавили
новые техники, использовали кристаллы. Вскоре новые стили преподавания Рэйки
завоевали популярность, в программу обучения были добавлены западные символы и
техники, новые методы настроек.
Одна из учениц, получивших ступень Мастера у Хавайо Такаты - Барбара Вебер Рэй
решила идти своим путем. Другие мастера примкнули к Филлис Фурумото,
внучке Хавайо Такаты, которая продолжила линию г-жи Таката.
В 1985 году Барбара Вебер Рэй назвала свою школу «Техника Сияния» (The
Radiance Technique) и стала проводить обучение по 7 уровням, и
инициировать на привнесенные ею в систему символы.
Другая ученица Такаты – Айрис Ишикура, решила уменьшить цену за занятия и
инициации, и таким образом сделала процесс обучения доступным гораздо
большему числу людей. Её ученик Артур Робертсон, в свою очередь, внес множество
изменений в Западное Рэйки и создал направление «Раку Рэй». Два из новшеств
касались проведения инициации. Он добавил в процесс инициации технику открытия
Микрокосмической Орбиты (из даосской традиции цигун) и дополнил количество
ранее введенных американцами символов. Стали возникать все новые варианты
обучения Рэйки, например, «Рэйки Плюс». Некоторые мастера следовали традиции
Хавайо Такаты, а некоторые заимствовали техники из других целительных
методов и добавляли к методу Рэйки.
Традиционный метод
Рэйки достигает Запада
Не считая
введения дополнительных символов, Западное Рэйки теперь следует тем же путем,
которым Япония следовала в ранний период создания Рэйки – внесение
изменений, создание разновидностей метода Рэйки.
В 1996 году Дэвид Кинг начал обучать более традиционным японским концепциям
Рэйки, которые он изучил во время путешествия по Японии в 1990 годы.
Первоначально Дэвид и его коллега Мелисса Риггал обучали в соответствии с
духовной традицией «Усуи-До», «Усуи Тэ-а-Тэ» и с традицией «Тэ-а-Тэ» г-на Егучи
и д-ра Хаяши. Сначала Дэвид проводил обучение «Усуи-До» только в
Эдмонтоне (Канада), а затем стал проводить занятия в Торонто в додзё – так, как
их проводил Микао Усуи.
Наконец, в
1999 году, Хироси Дой - член японского (общества) Усуи Рэйки Риохо Гаккай
и Франк Арджава Петер - немец по происхождению, около 12 лет живший и обучавший
методу Рэйки в Японии, начали путешествовать по всему миру и разыскивать
истинные корни и традиции японского Рэйки.
Книга Хироси
Доя «Современный метод Рэйки» («Гендай Рэйки Хо») была с воодушевлением
встречена западными мастерами.
Будучи японским Мастером, приверженцем японской традиции, Хироси Дой одной из
своих задач поставил исследование японской и западной традиций Рэйки, и
использования лучшего опыта, заключенного в них. В его школе
«Гендай Рэйки» представлены как традиционные японские методы и идеи, так и
современные западные методы. Своим опытом он щедро делился с западными
мастерами на ежегодных конференциях Усуи Рэйки Риохо Интернешнл (УРРИ),
проводил семинары и мастер классы.
Вскоре и
другие японские мастера стали делиться своим опытом с западными мастерами. И
снова стали появляться новые направления и школы: «Комио Рэйки», «Хьюман энд
Траст Кенку-шо», «Дзики-дэн Рэйки».
Стиль Хавайо
Такаты стал известен как «Усуи Рэйки», но он не являлся оригинальным методом,
который преподавал Микао Усуи. Тем не менее, он был более понятен
логическому уму западного ученика, он был более структурирован, более
ориентирован (в соответствии с традицией Хаяши) на исцеление себя или другого.
Другие
западные школы начали приспосабливаться к велению времени и включали в
программу обучения древние японские концепции и техники, давая, таким образом,
возможность ученику сделать свой выбор между традиционным японским методом
Рэйки и современным западным.
Школа Ричарда
Риварда «Threshold Reiki» является ярким примером этого.
Новая эволюция Рэйки
В 1990-ые годы
вновь появились новые направления Рэйки, во многих была смещена энергия Рэйки,
добавлены новые символы. Направление «Тэра-Май» Кэтлин Милнер включало в себя
новые энергии, и также как и направление «Сэйчим» (П.Зейглер) включало
новые символы, пришедшие мастерам и ученикам во время их личной практики
с энергиями.
Уильям Ли Рэйнд, который уже проводил обучение в своем Центре Рэйки, и также
основал направление «Каруна Рэйки».
Дополнительные энергии, рожденные из новых символов, все больше росли и
вливались в систему Рэйки. Дух, казалось, подталкивал людей, чтобы
пробудить их собственные личные энергии.
Когда Рэйки не
является Рэйки?
Одна очень
запутывающая тенденция, которую мы наблюдаем в последнее время – это
использование новых методов исцеления под видом Рэйки, как будто слово
«рэйки» означает то же самое, что «целительная энергия» вообще.
Обычно это бывает вид энергии, которую человек получил через прямое подключение
к Духу, но не имеет никакого отношения к происхождению энергии, с которой
соединился Микао Усуи, и которую мы называем Рэйки.
Нельзя сказать, что эти энергии не мощны - они конечно могут быть достаточно
сильными, и точно так же, как любая другая целебная энергия, они могут быть
эффективны в исцелении многих людей. Эти энергии всегда были вокруг, обычно не
имея названия, и с ними были знакомы природные целители,
священнослужители, шаманы и так далее.
Однако, они сбивают с толку многих, если утверждают, что эти энергии имеют
отношение к энергии Рэйки.
В обучение методу Рэйки было привнесено несколько новых энергий. В принципе,
мастера Рэйки могут настраивать своих учеников на эти энергии, но не следует
выдавать эти энергии за Рэйки. Некоторые из них – «Сейхим» (Seichim),
«Усиленное исцеление» (Magnified Healing), «Уревия» (Urevia) и т.д.
Каждая из них - правильная и очень хорошая энергетическая система, и она может
заинтересовать вас только в том случае, если вы не практикуете Рэйки.
Еще одна новая тенденция, сбивающая с толку незнакомых с Рэйки, заключается в том,
что появилось мнение, что Рэйки можно «вызвать» самостоятельно, то есть
настроиться на энергию (как сделал это Микао Усуи), читая книгу
автора. Однако полезно знать, что Усуи-сэнсей испытал на себе поток
мощной целительной энергии как побочный эффект, как результат многолетнего
духовного обучения, медитаций. Он достиг просветления в процессе трех недель
глубокой медитации, молитвы и поста, на горе Курама, которая славится своей
сильной энергетикой.
В конце концов
Несмотря на
множество стилей, школ и направлений, Рэйки – это очень просто.
Для начала выберите учителя, к которому вы чувствуете симпатию, доверие.
Пройдите первый уровень, чтобы почувствовать что такое Рэйки. Почитайте книги о
Рэйки, походите на занятия. Затем вы можете поэкспериментировать с Рэйки
на друзьях и родственниках, исследовать эту энергию. И, когда вы будете готовы
продолжить обучение, вы по опыту сможете определить, подходит ли вам данное
направление, традиция, учитель или нет. Если нет, то можете
поискать более подходящее.
- Гэндай
Рэйкихо (Gendai Reikiho): не является новым Рэйкихо
(методом Рэйки), но представляет собой новый путь практикования Рэйки, в
котором сочетается как Восточное, так и Западное Рэйки Риохо.
- Гокай
(Gokai): Пять Заповедей Микао Усуи-сэнсея: Именно сегодня не гневайся, Не
беспокойся, Будь благодарен всему сущему, Усердно работай, Будь добр к другим.
- Рэйки
Риохо но Сиори (Reiki Ryoho no Shiori): Руководство по Рэйки
Риохо (Reiki Ryoho); опубликовано в период, когда президентом Гаккай
(Gakkai) был Хоити Ваннами (пятый президент УРРГ).
- Усуи
Рэйки Риохо Хиккей (Usui Reiki Ryoho Hikkei): Руководство (Учебное
пособие) по Рэйки Риохо (Reiki Ryoho); состоит из четырех
частей; «Усуи Рэйки Риохо Кёги» (Usui Reiki Ryoho Kyogi) –
Доктрина Усуи Рэйки Риохо, «Кокай Дэндзу Сэцумэй» (Kokai Denju
Setsumei) - Объяснение, почему (Микао Усуи) преподает этот метод передачи
энергии общедоступно, «Риохо Синсин» (Ryoho Shinshin) -
Методические инструкции Риохо и «Гёсэй» (Gyosei) -
Императорские стихи. «Усуи Рэйки Риохо Кёги» (Usui Reiki
Ryoho Kyogi) – «Пять Принципов» и «Кокай Дэндзу Сэцумэй» (Kokai
Denju Setsumei)написаны лично Микао Усуи-сэнсеем.